Сайт о банках и услугах

Кредиты, вклады, займы, ипотека

Аналитики прогнозируют рост цен на бензин

Организация стран экспортеров нефти, ОПЕК, контролирующая 75 процентов от всей добычи нефти в мире, преподносит нам все новые и новые сюрпризы. Так, на прошедшем заседании было принято решение не увеличивать объемы добываемого «черного золота» в ближайшее время, что немедленно привело к скачку цен сразу на пять долларов. Сегодня за один баррель нефти на ведущих мировых биржах просят уже 104,52$. Отечественные нефтеперерабатывающие компании уже во весь голос трубят о скором наступлении дефицита на сырьевом рынке и намереваются поднять отпускные цены на готовые ГСМ, однако антимонопольные органы уверены, что подобные заявления не имеют под собой реальной почвы, и называют раздуваемый кризис искусственным.

Первый звоночек уже поступил от президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, направившего в адрес мера столицы Юрия Лужкова письмо, в котором сообщил о необходимости проведения профилактических ремонтных работ на ключевых нефтеперерабатывающих фабриках, что уже в апреле может стать причиной дефицита горючего на потребительском рынке. «Это означает практически прекращение выпуска на МНПЗ бензинов марок Аи-92 и Аи-95 с восстановлением заданных объемов только к середине мая», — гласит послание.

Подобным заявлением очень заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, немедленно разославшая всем ведущим нефтеперерабатывающим структурам директивы, в которых требует в сжатые сроки предоставить ведомству штатные расписания плановых ремонтов, дабы предпринять меры по избеганию намеренно устраиваемого кризиса. «Действия по необоснованному осуществлению ремонтных работ производственных мощностей, повлекшие сокращение выпуска нефтепродуктов, создание дефицита и повышение цен, могут быть расценены ФАС как злоупотребление доминирующим положением или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий», — предостерегают в ФАС.

Впрочем, эксперты рынка считают, что угроза, связанная с ремонтами на перерабатывающих заводах, сильно раздута государственным органом. «Когда нефтеперерабатывающие заводы встают на ремонт, они всегда готовят запас нефтепродуктов для реализации по своим ранее заключенным контрактам. Поэтому говорить о том, что именно ремонтные работы могут оказать давление на рынок нефтепродуктов несправедливо», — поясняет Людмила Лурье, аналитик информационного центра «КОРТЕС».

«Ремонты на НПЗ, как правило, происходят по графику, который составляется заранее. Исключение составляют аварийные ремонты, но тут уже форс-мажор. В силу технологических особенностей ремонты стараются проводить в теплое время и когда спрос немного ослаблен. В рамках одной вертикально-интегрированной нефтяной компании потерянные мощности обычно компенсируются за счет других производств или за счет ранее созданных резервов», — уверяют представители компаний Bigness.ru и Research.TechArt.

«Пока ремонтируется одна НПЗ, другая работает. То есть имеет место лишь снижение мощности, которое компенсируется другими производителями. Однако если на ремонт встанут сразу 2−3 крупных НПЗ, это действительно может привести к дефициту. Это уже предмет для разбирательства ФАС», — считают в Research.TechArt.

«Если взять печальный пример по дизельному топливу в конце прошлого года, то создавшийся дефицит может „поднять“ цены в опте на 1000−2000 руб./тонну, что в рознице, учитывая „буфер“ маржи составит 0,8−1,5 руб. в зависимости от региона РФ», — прогнозируют эксперты компании Research.TechArt.

Опубликовано: March 7, 2010.