Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

17 апреля 2020 года. Великий пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Храм свв. бесср. Космы и Дамиана в Космодемьянском закрыт для посещения прихожан, но духовенство прихода с певчими совершает богослужения.

Днем в этот день в храме совершалась вечерня, с чином выноса Плащаницы; вечером служили утреню с Чином погребения и с крестным ходом вокруг храма.

Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

Великая Пятница

После разнообразных страданий Господа Иисуса Христа во дворе Каиафы, в претории Пилата и во дворе Ирода, после изнурительного шествия под крестом на Голгофу наступила минута распятия. Древо утверждено на земле. Последние одежды совлечены. Распинаемый вознесен на Крест. Руки и ноги простерты. Ужасный млат стучит. Богочеловек кротко возводит очи к небу и вслух молится. О чем? Об отмщении врагам? О ниспослании Себе терпения? Нет: Отче, вещает Он, отпусти им: не ведят бо, что творят (Лк. 23, 34)!

Так римский воин распинатель не знал, что делал, быв только слепым орудием повелений своего прокуратора Пилата; иудейская чернь не ведала, что творила, наущенная льстивыми и вместе грозными внушениями своих слепых вождей и владык; сам синедрион, не знал наверное, что посягает теперь на жизнь своего истинного Мессии.

Аще бо быша разумели, – скажем словами апостола, – не быша Господа славы распяли (1 Кор. 2, 8). Сколько, однако, преступлений было в этом неведении особенно в тех, кои так легко могли все уведать и столько раз смежали очи, чтобы ничего не видеть!.. Сколько при самом неведении резких следов лукавства и жестокости, кои обличали во врагах и гонителях Иисуса личную злобу к Нему, явное желание ожесточить казнь… Но и это все пренебрежено Распинаемым! А лютейшие болезни при пронзении рук и ног! Не достаточно ли было их одних, чтобы самое первое чувство в Распинаемом сосредоточить теперь на Нем Самом, на Его собственных страданиях?

Но распинаемый Богочеловек возносится духом превыше всего; забывает Свой Крест и Свою Смерть и как Первосвященник по чину Мелхиседекову едва возносится на крест, как возносит молитву о врагах Своих!

О, кто по сей одной черте не узнает в Распинаемом Агнца Божия, закалаемого за грехи всего мира? А вместе с сим кто из истинных последователей Его не даст обета быть кротким ко врагам своим? Кто ни разу в жизни не простил своему врагу во имя Распятого Спасителя своего, молившегося на Кресте о врагах, тот не христианин!..

Свт. Иннокентий, архиеп.Херсонский