Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресенье

Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресенье

Кондак праздника, глас 6-й

На престо́ле на Небеси́,/
на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же,/
А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние/
прия́л еси́ зову́щих Ти://
благослове́н еси́, гряды́й Ада́ма воззва́ти.

От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». В России этот праздник называется «Вербным воскресением», потому что вайи заменяются вербой, которая ранее других деревьев являет признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные стипмрадания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти. В молитве на освящение также ветви вайи называются «знамением победы», то есть символом грядущего Воскресения.

1 апреля 2018 года в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском состоялась праздничная Божественная Литургия при большом стечении молящихся. Накануне, во время Всенощного бдения, настоятель храма, протоиерей Сергий Куликов, совершил чин освящения вайи (верб), которые по традиции в воспоминание евангельских событий все верующие приносят на праздник.

Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресенье

Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресенье

Вход Господень в Иерусалим. Вербное Воскресенье

В этот день вспоминается торжественный Вход Спасителя с Иерусалим, который описан у всех четырех евангелистов в преддверии Крестных Страданий Божественного Учителя. По Его слову апостолы привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него. Между тем, в Иерусалиме узнали, что Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, идет, и множество народа вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали под ноги, или срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. И весь народ, сопровождавший и встречавший Его, в радости восклицал: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне (т. е. достоин хвалы, идущий от имени Господа, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!» Приблизившись к Иерусалиму, Спаситель со скорбью смотрел на него. Он знал, что народ отвергнет Его, — своего Спасителя, — и Иерусалим будет разрушен. Иисус Христос заплакал о Иерусалиме и сказал: «О, если бы ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру (т.е. спасению) твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (т.е. ты упорно закрываешь глаза на все Божие благоволение, посылаемое тебе).

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.